peras_al_olmo (peras_al_olmo) wrote,
peras_al_olmo
peras_al_olmo

Category:

Узбекистан. Музыка Хорезма.

Музыка Хорезма... яркая, живая, неумная... Музыка, зовущая в танец, и танец Хорезма такой же живой и искренний... "В его танце - отдельные движения тела, сложные танцевальные фразы и простейшие к своей конструкции жесты выражают душевные порывы настроения, ощущения, образно отражают явления окружающей природы и аллегорично воссоздают жизнь мира животных, зверей, птиц, грациозно подражают трудовым действиям, подчинив их законам ритма и повторяют будто бы бытовую жестикуляцию" (almalyk.net.ru)
Собственно хорезмская музыка и танцы - это то, ради чего мне хотелось приехать в Хиву. Отчасти интерес удовлетворен))) Первое, что мы неожиданно открыли для себя - Музей музыки. Посетителей там немного, а интересного - масса! Предупреждаю сразу - много информации

У входа встречает вот такой ансамбль:

Знакомьтесь с инструменами - дойра и дутар. Дойру здесь почти не видно, вообще это бубен с деревянным ободом, на который натянута кожа, а внутри прикреплены 40 металических колец. А рядом - дутар. Узбекских легенд я про него не знаю, а вот таджики говорят, что изобрел его охотник и музыкант Камбар-бобо. Вообще он сделал 3 дутара, и звучали они по разному...в одном слышалось шуршание листвы, в другом - горное эхо, в третьем - журчание воды... Вспомнил Камбар-бобо, что из разных деревьев инструменты, одно в лесу росло, другое - в горном ущелье, третье - на берегу сая. Так и вобрали дутары звук природы, с которой выросли. Самому Камбару, кстати, больше понравился "речной" дутар, он даже посадил на берегу еще одно дерево "под инструменты". При изготовлении дутара древесину тутовника размачивают в горячей воде, а потом гнут на коленях, затем подгоняя пластины одну к другой так, чтобы не оставалось щелей, а "ребра" инструмента "дышали" бы, как грудная клетка, достигая чистого звука.
Кстати, название "дутар" обозначает "2 струны" в переводе с фарси. По аналогии расшифруете сетар?;)
Звучит дутар,
Печалится, смеётся,
И вижу я -
То ночь и степь,
То солнце
И выжженные зноем
Небеса,
А то вдруг слышу
Птичьи голоса,
И думаю,
Как деду я на нём
Сыграю что-нибудь
Одним прекрасным днём!


А это конун - инструмент с родственниками по всему миру)))  



Ближе всего сидит музыкант с гиджаком... под одной из легенд к созданию гиджака приложил руку великий Абу Сина, ученый, врач и изобретатель... Дальше - духовой инструмент, их я знаю плохо, могу только предположить - сурнай или более хорезмский - буламан. Кто знает и узнает - исправляйте)))

Самый дальний - танбур. Танбур в Хиве появился, скорее всего, из Бухары, так как и до сих пор большинство мастеров, способных изготовить танбур из цельного куска дерева (тутовника или урюка) родом оттуда. Для танбура (изначально только для него) была создана хорезмская табуляция (нотная грамота), которая читается по-арабски - справа налево:

Изобрел ее Пахлаван Нияз Мирза-боши Камил. Кстати, это не единственная его заслуга - Камил Хорезми был поэтом, виртуозом-музыкантом и композитором.

Он создал новую школу музыканстов и исполнителей. По его инициативе была открыта первая русско-туземная школа в Хиве, в которой, кстати, отучился и его сын, Мухаммад Расул, ставший в последствии известным музыкантом и по некоторым источниам разработавший первую в Средней Азии нотную грамоту для ударных, но подробностей я не нашла, если кто слышал - подскажите. 
А Камила Хорезми из зависти ослепили (поговаривают, что не без ведома хивинского хана), и умер он в нищете.

Так вот танбур, на котором играл и Камил Хорезми - один из самых популярных инструментов, кроме того, танбур вместе с дойрой - основные инструменты, на которых исполнялись макомы. Музыкальный словарь сообщает, что "Макомом называется многочастевая вокально-инструментальная сюита, основанная на определенных ладах (также называемых макомы)".

Древние трактаты, посвященные музыки, говорят, что первые семь макомов пришли от семи пророков; и это ключевой момент в понимании отношения к макомам их исполнителей и слушателей - прежде всего, это Дар Творцы, священный дар, способный воздействовать на человека. В мелодической основе большинства макомов лечит плач, так маком Рост - это плач Адама по утерянному раю, а Ушшак восходит к плачу Ноя (Нуха), само имя которого переводится как "успокаивающий, умиротворяющий".
В Бухаре сформировался цикл макомов, состоящий из 250 вокальных и инструментальных частей. В бухарском цикле - 6 макомов, из-за чего сам цикл называется шашмаком. Потом свои циклы макомов появились и в других регионах. На сегодняшний день выделяют бухарский шашмаком (который состоит из макомов Бузрук, рост, Наво, дугох, Сегох и Ирок), фергано-ташкентский (состоящий их макомов Бает, Чоргох, Шахнози-Гулер, Дугох-Хусайни, Мискин, Насруллои) и хорезмский, в котором 7 макомов:Рост, Бузрук, Наво, Дугох, Сегох, Ирок, Панжгох.

Группы внутри макомов бухарского и хорезмского циклов имеют свои названия - инструментальная (соответственно мушкилот и чертим йули) и вокальная (наср и айтим йули).
А это - исполнители макомов:


Макомы были записаны в европейской нотной системе уже в 20м веке, записью хорезмских семи макомов занимался Матнияз Юсупов (на фото он с внуком):


Значительное место в музыкальной культуре любого региона Узбекистана занимает дастан - народное сказание. Дастаны появились очень давно из сказок, легенд, песен... они повествуют о любви, о героях, о жизни народа, потому так живучи они и так рспространены.
Профессиональные исполнители дастанов - дастанчи, бахши - должны владеть искусством музыканта, певца, рассказчика, импровизатора. В разных регионах сложились различные школы - отличающиеся и содержанием, и формой дастанов. Одним из самых известных бахши в Хорезме был Бола-Бахши, сейчас в Хиве действует фольклорный ансамбль "Бола Бахши", названный в честь него и основанный, главным образом, его сыном - Абдуллой Курбанназаровым. А на фото - Бола-Бахши с детьми:

В Хорезме дастаны исполняются в сопровождении ансамбля, состоящих из гиджака, дутара и буламана. Кроме того, здесь дастаны исполняют и женщины - халфа, в сопровождении аккордеона и дойры:

На фото - Назира Сабирова, а на следуюшем - одна из ее учениц, Зумрад Мадримова:

Вообще, аккордеон кажется большей частью (если не исключительно) женским инструментом:

Все фото  из Музея музыки, а еще там есть вот такая статуя:


Чтобы пост не разросся еще больше, о самом интересном - о хорезмских танцах, а расскажу в следующем. А пока, смотрите на сувенирные узбекские инструменты, узнаете?


Tags: дойра, инструменты, музыка, узбекистан, хива, хорезм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments